Современные педагогические технологии

Современные педагогические технологии

 Современные педагогические технологии   

    Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека (в нашем случае педагогической), совокупность приёмов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо.

    Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Эта целостная система (создания, применения и определения всего образовательного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия) ставит своей задачей оптимизацию форм образования, т.е. вывод образования на более качественный уровень.

 

В дошкольном образовании могут использоваться

следующие технологии:

 

 — здоровьесберегающие педагогические технологии (Н. Н. Ефименко);

 — технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми (И. С. Якиманская);

 — технология исследовательской деятельности;

 — технологии портфолио дошкольника и педагога;

— информационно-коммуникационные технологии;

— технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения);

— игровые технологии (к примеру, технология ТРИЗ 10 (Г. С. Альтшуллер, А. М. Страунинг), направленная на развитие творческих способностей);

 — технология проблемного обучения (Дж. Дьюи);

 — технология проектной деятельности (Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина) и др..

 

Современные педагогические технологии белорусских авторов в дошкольном образовании

 

  • Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. «Теория формирования музыкально-эстетической культуры старших дошкольников средствами белорусского музыкального фольклора»
  • Глазырина Р.Д. «Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии»
  • Горбатова Е.В. «Технология формирования графических умений у детей 5-7 лет»
  • Дубинина Д.Н. «Теория процесса художественно-речевого развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»
  • Житко И.В. «Теория алгоритмизации процесса математического развития дошкольников»
  • Петрикевич А.А. «Технология процесса воспитания гуманного отношения к природе»
  • Старжинская Н.С. «Технология процесса речевого и лингвистического развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»
  • Стреха Е.А. «Технология использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников»
  • Ходонович Л.С. «Теория процесса музыкально-творческого развития дошкольников»
  • Шебеко Н.В. «Педагогическая технология развития творчества дошкольников к двигательной деятельности»

   В основе технологий белорусских учёных лежит культурологический и связанный с ним личностно-ориентированный подходы, согласно которым средой развития и воспитания ребенка выступает культура. Каждая из технологий ориентирована на обогащение имеющегося жизненного опыта ребенка и формирование у него опыта творческой деятельности как основополагающего и главного элемента совокупного социального опыта, на который могут опираться другие его элементы (знания, умения, отношение к миру), воспитание стремления к самостоятельному решению проблем в процессе познания мира посредством активного диалога со взрослым (в отличие от механического усвоения), на создание возможностей для ребенка занимать не просто активную, но и инициативную позицию. За воспитанником в технологиях сохраняется право на здоровье, допущение и исправление ошибки самому, вместе со сверстником и педагогом.

    Общими принципами технологий белорусских учёных являются: принцип эмоционального отношения (технологии И. В. Житко, Н. С. Старжинской, В. А. Шишкиной); эмоционального сопереживания (технология Л. С. Ходонович); творческой направленности, творческого взаимодействия, ненасильственного воспитания (Р. Р. Косенюк). 

 

свернуть