Современные педагогические технологии
Современные педагогические технологии
Современные педагогические технологии
Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека (в нашем случае педагогической), совокупность приёмов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо.
Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, которые являются организационно-методическим инструментарием педагогического процесса. Эта целостная система (создания, применения и определения всего образовательного процесса с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия) ставит своей задачей оптимизацию форм образования, т.е. вывод образования на более качественный уровень.
В дошкольном образовании могут использоваться
следующие технологии:
— здоровьесберегающие педагогические технологии (Н. Н. Ефименко);
— технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми (И. С. Якиманская);
— технология исследовательской деятельности;
— технологии портфолио дошкольника и педагога;
— информационно-коммуникационные технологии;
— технология развивающего обучения (Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, направленная на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения);
— игровые технологии (к примеру, технология ТРИЗ 10 (Г. С. Альтшуллер, А. М. Страунинг), направленная на развитие творческих способностей);
— технология проблемного обучения (Дж. Дьюи);
— технология проектной деятельности (Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина) и др..
Современные педагогические технологии белорусских авторов в дошкольном образовании
- Анцыпирович О.Н., Зыль О.Н. «Теория формирования музыкально-эстетической культуры старших дошкольников средствами белорусского музыкального фольклора»
- Глазырина Р.Д. «Теория процесса повышения физической подготовленности детей при одновременном развитии»
- Горбатова Е.В. «Технология формирования графических умений у детей 5-7 лет»
- Дубинина Д.Н. «Теория процесса художественно-речевого развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»
- Житко И.В. «Теория алгоритмизации процесса математического развития дошкольников»
- Петрикевич А.А. «Технология процесса воспитания гуманного отношения к природе»
- Старжинская Н.С. «Технология процесса речевого и лингвистического развития дошкольников в ситуации русско-белорусского двуязычья»
- Стреха Е.А. «Технология использования игр с природными материалами в процессе экологического воспитания дошкольников»
- Ходонович Л.С. «Теория процесса музыкально-творческого развития дошкольников»
- Шебеко Н.В. «Педагогическая технология развития творчества дошкольников к двигательной деятельности»
В основе технологий белорусских учёных лежит культурологический и связанный с ним личностно-ориентированный подходы, согласно которым средой развития и воспитания ребенка выступает культура. Каждая из технологий ориентирована на обогащение имеющегося жизненного опыта ребенка и формирование у него опыта творческой деятельности как основополагающего и главного элемента совокупного социального опыта, на который могут опираться другие его элементы (знания, умения, отношение к миру), воспитание стремления к самостоятельному решению проблем в процессе познания мира посредством активного диалога со взрослым (в отличие от механического усвоения), на создание возможностей для ребенка занимать не просто активную, но и инициативную позицию. За воспитанником в технологиях сохраняется право на здоровье, допущение и исправление ошибки самому, вместе со сверстником и педагогом.
Общими принципами технологий белорусских учёных являются: принцип эмоционального отношения (технологии И. В. Житко, Н. С. Старжинской, В. А. Шишкиной); эмоционального сопереживания (технология Л. С. Ходонович); творческой направленности, творческого взаимодействия, ненасильственного воспитания (Р. Р. Косенюк).