Управление по образованию администрации Ленинского района г. Бреста
Страничка учителя-дефектолога
Мышление и речь ребенка
Консультация для педагогов
"Мышление и речь ребёнка"
Многие психoлоги и педагoги делали акцент на тесной взаимосвязи связной речи и мышления.
Связная речь – результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка. Проблема взаимодействия речи и мышления была предметом исследования многих психологов: (Л.С. Выготский, Л.А. Венгeр, А.В. Запорoжец, С.Л. Рубинштeйн и др). Здесь центральным моментом по Л.С. Выготскому является отношение речи и мышления: «Мысль и слово оказываются с самoго начала вовсе не скроенными по одному образцу. Речь по своему строению не представляет простoго зеркального отражения мысли. Пoэтому, oна не может надеваться на мыcлькaк готовое платье. Речь не служит выражением готовой мысли. Мысль превращаясь в речь, перестраивается, видоизменяется. Мысль, не выражается, но созерцается в слове»
На единство мышления и речи указывал А.В. Запорожец. Он отмечал, что дошкольный периoд - период интенсивного развития мышления и речи ребенка. У ребенка этого возраста начинает впервые складываться простейшие фoрмы логического мышления, он начинает улавливать причинные связи, учится объяснять их, обобщает, устанавливает связи между отдельными предметами и явлениями. Происходит перестройка не только мыслительных процессов, но и их высших речевых форм выражения. По его мнению, речь, слово, лишенное смысловой функции, не связанное с мыслью, перестает быть речью, словом и превращается в пустой звук. Речь и мышление находятся в единстве и без учета этого не могут быть, правильно поняты ни мышления, ни речь.
Развитие связной речи является главной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью в формировании личности ребенка – дошкольника. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.
Овладение связной речью является важнейшим условием успешной подготовки к обучению в школе.
Проблема связной речи разрабатывалась разными учеными: психологами (А.А. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, и др.); лингвистами (Л.Н. Гвоздев, О.А. Нечаева, Н.И. Жинкин, Л.В. Щерба); педагогами (А. Пеньевская, А.Д. Дементьева А.М. Леушина, Е.И. Тихеева, Л, О.С. Ушакова и др): Все исследователи обращали внимание на сложную организацию связной речи и указывали на необходимость специального обучения детей связной речи.
Особое место занимает обучение монологической речи - умению рассказывать.
Дети рассказывают обо всем, что знают, всем, кто их готов выслушать. Это подтверждает выводы психологов, что детям дошкольного возраста необходимы слушатели.
Дети часто путают понятия «рассказ» и «разговор», что свидетельствует об отсутствии необходимых знаний о тексте.
Практически все дети любят рассказывать, им нравится сам процесс рассказывания. Содержанием детских рассказов чаще всего является то, что с ними происходит, что их окружает, волнует, то есть то, что им близко и понятно (о книгах, играх, «о том, что я делаю»).
Детям очень нравится, когда их рассказы хвалят и воспитатели, и сверстники, но они воспринимают оценку как должное, и им все равно, какими словами положительная оценка выражена, они не знают и не умеют оценивать свои рассказы. Это свидетельствует о том, что воспитатели ограничиваются краткой, неаргументированной положительной оценкой, которая не стимулирует детей к высказыванию.
Анализируя детские рассказы становится очевидным то, что у детей не сформировано представление о структуре текста, дети испытывают трудности при составлении начала и конца рассказов, не используют разнообразные типы связи между смысловыми частями текста и предложениями, путают литературные жанры, допускают много пауз, допускают ошибки в построении слов, отмечаются ошибки при использовании глаголов и несклоняемых существительных, страдает эмоциональная окраска текстов из-за неумелого отбора слов.
Такие задания оказываются очень сложными не только для детей с речевыми проблемами, но и для детей с нормой речи, это говорит о том, что воспитатели редко дают задание детям придумать рассказ.
Поэтому для достижения качества детских рассказов необходимо постоянное применение на практике в развитии связной речи связывание предложений в высказывание и придумывание рассказов.
Как использовать кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста
Консультация для педагогов
«Как использовать кинезиологические
упражнения в работе с детьми дошкольного возраста»
Кинезиология – наука о развитиии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель.
Цель кинезиологических упражнений - развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи - синхронизация работы полушарий, развитие мелкой моторики, способностей, памяти, внимания, речи, мышления.
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие - правое полушарие.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое - отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Виды кинезиологических упражнений:
- Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
- Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
- Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
- При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
- Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Рассмотрим упражнения по методу образовательной кинестетики для занятий с детьми с нарушениями речи, для детей, которые быстро утомляются, имеют особенности развития внимания, мышления, памяти.
Образовательная кинестетика – метод, который помогает дать детям знания о восприятии, ощущении положения своего тела в пространстве (П. Деннисон).
«Гимнастика мозга» – одно из направлений образовательной кинестетики. Это комплекс простых упражнений, каждое из которых помогает ребенку справиться с тем, что ежедневно мешает играть, учиться, общаться с окружающими, хорошо себя чувствовать. Этот метод помогает установить гармоничную связь между мышлением, эмоциями и телом. Положительные результаты заметны практически сразу.
Какие упражнения выполнять?
На занятиях с детьми средней, старшей и подготовительной групп нужно систематически использовать упражнения «Крюки Деннисона», «Перекрестные шаги», «Сова». К ним можно добавить упражнения «Умный колпак», «Насос», по А. Н. Стрельниковой, «Кулак – ребро – ладонь», которое нужно выполнять до 10 раз с ускорением.
Упражнения «Гимнастики мозга» помогут создать психолого-педагогические условия для успешного развития дошкольников. Также они помогут развить произвольность высших психических функций, внимание и мышление у детей с нарушениями речи.
Данные упражнения можно выполнять и педагогам для профилактики эмоционального выгорания. Не все педагоги до конца осознают значение кинезиологических упражнений для профилактики эмоционального выгорания и не всегда используют этот ресурс. Объясняйте, что занятия дадут положительный результат.
Когда использовать?
Психогимнастику нужно проводить один раз в неделю с использованием кинезиологических упражнений в средней, старшей.
Упражнения «Перекрестные шаги», «Крюки Деннисона» и «Сова» нужно использовать в начале занятий для детей с нарушениями речи.
Также элементы «Гимнастики мозга» должны ежедневно использовать воспитатели средней, старшей и подготовительной групп.