Управление по образованию администрации Ленинского района г. Бреста
Советы учителя-дефектолога
Гаджеты в развитии речи детей: за и против
Консультация для родителей
"Гаджеты в развитии речи детей: за и против"
Современные дети все активнее используют в качестве главных источников информации телевидение, видео, компьютеры, порой в ущерб общению с окружающими людьми, природой, двигательной активности, необходимым для гармоничного развития личности.
Современные гаджеты (планшеты, игровые приставки, мобильные телефоны) теперь можно увидеть в руках не только у взрослых, но и у малышей. Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени.
Для эффективного общения ребенок должен уметь организовывать взаимодействие с другими детьми, слышать и слушать собеседника, понимать специфику коммуникативной ситуации и выходить из конфликта, адекватно реагировать на поступки и высказывания других. Освоить эти коммуникативные навыки можно только в процессе общения.
Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».
Как влияет на ребёнка телевизор и компьютер
Согласно исследованиям, проведённым ЮНЕСКО, 93% детского населения в возрасте от 3 до 5 лет взаимодействуют с гаджетами более 4-х часов в сутки, что в разы превосходит период взаимодействия с родителями. Такое безобидное времяпрепровождение устраивает всех. Так малыш не шалит, не отвлекает, находится в безопасности, узнает новое, обогащает эмоциональную сферу свежими впечатлениями. На деле содружество ребёнок и гаджет влечёт нежелательные последствия. Помимо физического неблагополучия (мышечная слабость, проблемы со зрением и осанкой), отмечается и аномальное формирование психических функций.
Психологи и педагоги замечают, что дети, проводящие время с гаджетами, не способны сконцентрироваться на деятельности, не проявляют интереса, не анализируют собственное поведение и чувства. Эти проявления входят в клиническое состояние «Дефицит концентрации». Такая проблема выявляется в ходе обучения, характеризуясь:
- рассеянностью;
- неспособностью погрузиться в деятельность;
- быстрой отвлекаемостью;
- ситуативностью поведения;
- стремлением к постоянной смене впечатлений;
- гиперактивностью;
- поверхностным восприятием информации
Вместе с учеными родители и педагоги замечают, что дети начинают позже говорить и, мало того, речь их бедна и примитивна. Многим приходится прилагать большие усилия, чтобы выразить свою мысль. Значительно увеличилось количество слов «паразитов» в речи. Возросло количество детей с темповыми задержками речевого развития. Фразовая речь ребёнка 6–7 лет зачастую состоит из простых распространённых предложений, с неправильным употреблением окончаний, у большинства словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации. Дети не знают обобщающих понятий, родственных слов. Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для многих непосильна задача выложить последовательность из четырёх сюжетных картинок и составить по ним рассказ.
И самое обидное, что в большинстве случаев причина не в наследственности и не во врождённых или приобретённых физических недостатках, а в, ставших неотъемлемой частью повседневной жизни, телефонах и планшетах. Родители стараясь выразить свою любовь к ребёнку, задаривают его тем, что им самим когда-то было недоступно, или желая, чтобы у него было всё «не хуже, чем у других». Другие стараются компенсировать дорогими техническими новинками недостаток внимания с их стороны, ошибочно полагая, что при помощи, компьютера ребёнок сможет развиваться самостоятельно, так как получая информацию ребенку обязательно нужно ею с кем-то поделиться, обсудить увиденное, услышанное. И если нет такой возможности, дети становятся молчунами. А как следствие, серьёзно нарушается внутренняя речь, в которой формируется всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их мало что интересует и увлекает. Безусловно, невозможно совсем оградить их от компьютерных игр. Но во всём необходимо соблюдать меру.
Играем с пальчиками: кинезиологические упражнения для детей дошкольного возраста
Консультация для родителей
«Играем с пальчиками: кинезиологические упражнения
для детей дошкольного возраста»
Если Вы заметили, что у ребенка проблемы с памятью, повышенное утомление, рассеянное внимание, не сформирована речь, неусидчивость, отсутствует интерес к занятиям, тогда ему особенно будут полезны кинезиологические упражнения. Причины этих и многих других проблем связаны с особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием.
При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему. При этом, правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нём определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация.
Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела. Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условия для успешности любого вида деятельности. Отсутствие слаженности в их работе – причина трудностей в учебной деятельности. Поэтому Развитие межполушарного взаимодействия – основа интеллектуального развития ребенка.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Для понимания влияния кинезиологических упражнений на мозг ребенка необходимо уточнить следующее понятие: межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую, целостную систему.
Вашему вниманию предлагаются упражнений для развития межполушарного взаимодействия, которые, в свою очередь, улучшают процесс запоминания, мыслительную деятельность, повышают устойчивость внимания, синхронизируя работу полушарий головного мозга.
Комплекс упражнений необходимо выполнять ежедневно в течение 10-15 минут на протяжении 1,5-2 месяцев, стараясь как можно точно выполнить движения.
- «Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно и разнонаправлено менять положение рук.
- «Колечко». Поочередно, как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и в обратном порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими вместе.
- «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
- «Кулак−ладонь−ребро». Ребенку показывается 3 положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется совместно с родителями: а) ладонью правой руки; б) ладонью левой руки; в) обеими ладонями одновременно. При этом меняем темп выполнения, то, убыстряя, то, замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам.
- «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет родитель. Палец должен двигаться точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.
- «Ухо-нос». Взять левой рукой за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить руки, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
- «Перекрестные шаги». Координируем движения ребенка так, чтобы в такт движения руки одновременно двигалась противоположная нога. Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого
- «Зеркальное рисование». На листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, мы предлагаем ребенку рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.
Благодаря выполнению этих упражнений у ребенка улучшится память, внимание, пространственные представления и, как результат, повысится уровень интеллектуальных способностей и активизация работы головного мозга (правого и левого полушарий).
Для чего развивать фонематический слух
Консультация для родителей
«Для чего необходимо развивать фонематический слух?»
Ваш ребенок говорит плохо? Не понимает обращенную речь? Путает звуки в словах? Детям не всегда легко запомнить то, что они многократно повторяют. Бывает и такое, что много раз исправляешь ребенка, объясняешь, что в словах другой звук, а ребенок так и повторяет по-своему. Все эти неточности в речи считаются логопедическими нарушениями, а в частности нарушением фонематического слуха.
Фонематический слух – это способность различать и анализировать звуки человеческой речи. Иметь хороший физический слух ещё не значит слышать, понимать услышанное. Мы, взрослые, можем прекрасно слышать незнакомую нам иностранную речь, но при этом лишь догадываться, о чём идёт разговор, в зависимости от ситуации. Зачастую бывает и так, что самые стойкие трудности у детей часто обусловлены нарушением восприятия речи на слух. В практике родители отмечают, что ребенок может хорошо слышать бытовые шумы и окружающие звуки: звонок в дверь (первым бежит, когда папа приходит с работы); шум мобильного телефона, звуки ветра или дождя, но при этом он может не понимать обращённую к нему речь. Его надо несколько раз попросить о чем-то, он не может показать, где у кошки усы, а где уши. Значения этих слов меняется всего лишь от одного звука, который является смыслоразличительным. Его называют фонемой. За такое распознавание близких по звучанию звуков отвечает фонематический слух.
Какие могут быть последствия?
Если эти нарушения не выявлены и не исправлены вовремя, в школе они будут проявляться уже в письменных работах и/или при чтении. На основе нарушений фонематического слуха могут возникнуть нарушения письма и чтения (акустическая дисграфия и дислексия). Особенно тяжело дается правописание и изучения языка. Но и остальные предметы требуют умения правильно писать и говорить. Неуспешность в учёбе, которую не исправить простым заучиванием, вызывает у ребенка ощущение бесполезности своих усилий, отрицательно влияет на самооценку. Поэтому очень важно скорректировать развитие фонематического слуха – основного инструмента распознания и понимания человеческой речи – до начала обучения в школе.
Как работает наш слух?
Речь – это звуковые волны, которые передаются по воздуху. Они улавливаются ухом, попадают во внутреннее ухо, где волосковые импульсы преобразуют звук в электрический импульс. Так, через синапс передается звуковой сигнал от одной нервной клетке к другой. Для того чтобы ребенок сознательно воспринял звук и мог ориентироваться по нему, сигнал должен дойти доречевого центра слуха, который находится в височной области коры левого полушария. Многочисленные повторения приводят к тому, что в мозгу образуются стойкие нейронные связи между отдельными областями, позволяя мозгу автоматически выполнять сложные действия. Мы называем это автоматизацией. После долгих повторений дети учатся связывать звучание слова «щенок» с образом пушистого четвероного зверя. Любой элемент этой системы автоматически подключает остальные.
Когда формируется фонематический слух?
Фонематический слух начинает формироваться с 6-месячного возраста. К началу третьего года жизни ребенок способен различать на слух все звуки речи родного языка. На основе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие, способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Фонематическое восприятие формируется в процессе занятий и лежит в основе процессов обучения письму и чтению. Из звуковых сигналов мозг извлекает часто встречающиеся признаки, опознает их по множеству особенностей и придаёт им смысл. Например, «фата» и «вата» акустически звучат сходно, за исключением первых нескольких миллисекунд. Эту сложную работу проделывает слуховой центр коры мозга, или центр Вернике. Там происходит смысловое, фонематическое восприятие и распознавание. Разные области мозга соединяются в единый механизм и работают как одно целое, обеспечивая всю полноту восприятия окружающего мира. Мозг ребенка обладает большей пластичностью и при соответствующем подходе способен справиться даже с самыми сложными проблемами. Будут образовываться новые связи между отдельными областями мозга взамен поврежденных, в работу вступят незадействованные ранее нервные клетки, подключаться резервные возможности. Но это возможно только при достаточно насыщенной речевой среде, придобром и внимательном общении со взрослыми, интерактивном чтении интересных книг с развивающими заданиями.
Как можно тренировать?
Игра «Подбери слово»
Инструкция:
А) назови слово, чтобы первый звук был [а] (астра, ананас, арбуз и т.д.);
Б) подбери слово, чтобы первый звук был [у], а последний [а] (утка, улыбка);
В) какое слово получится, если к слогу «ба» прибавить один звук или слог? (бак, бар, баня); Г) найди в комнате предметы, в названии которых первый звук [с] (стол, стул, стакан);
Д) придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как в словах «утка», «мак» и т.д.;
Е) назови, какой звук первый (последний) в словах «мак», «лето», «кот» и т.д.; Ж) назови все звуки по порядку в словах «дом», «вода» и т.д.;
З) посчитай, сколько звуков в слове «бак»; назови второй, первый, третий звук в слове.
Игра «Поймай звук»
Инструкция:
А) как только услышишь слово, которое начинается со звука [у] (и, о, г, д и т.д.), хлопни в ладоши. (варианты слов: астра, утка, яблоко и т.д.);
Б) как только услышишь слово, в котором есть звук [у], хлопни в ладоши один раз, если услышишь в слове звук [о] – хлопни два раза.
Игра «Измени слово»
Инструкция: «Я называю слово, а ты попробуй изменить в нем последний звук так, чтобы получилось новое слово. Например, «ком» - «кот». Примеры слов: сон, бак, лак и др.
Игра «Придумай слово»
Инструкция: Я назову первый слог, а ты вспомни все слова, которые начинаются с одного слога». Например: «па», «та», «лу», «да», «му», «сы», «те» и т.д.
Игра «Запомни все слова»
Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет одной категории (например, фрукты). Второй повторяет название предмета и добавляет своё слово, третий повторяет первые два слова по порядку и называет следующее и т.д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьётся. Игра способствует развитию произвольного внимания, слухоречевой памяти, мышления.
Игра «Назови слово на этот звук»
Ведущий определяет тему (например, растения на звук [п]). Первый ребенок называет слово: петуния. Второй должен повторить это слово и прибавить своё (например: петуния, перец). Следующий игрок добавляет своё слово к предыдущим. Таким образом играют до тех пор, пока кто- нибудь не собьётся.
Игра«Побери признак»
Ребенку говорят:
А) Я называю слово, а ты ответь на вопрос: что делает этот предмет? Например, метель (что делает?) метёт, а гром - …; ветер - … При каждом ответе ребенка спрашивают: «А что еще делает этот предмет?» Ребенок должен подобрать как можно больше слов, обозначающих действие.
Б) «Назови другой предмет, такой же белый, как снег» (такой же узкий, как лента; такой же быстрый, как речка и т.д.)
В) «Скажи наоборот: лимон кислый, а у меда какой вкус? Яблоко круглое, а кубик какой формы? Дорога широкая, а тропинка?
Игра «Слова-приятели»
Ребенка просят подобрать синонимы к предлагаемым словам: Как можно по-другому сказать о сладком яблоке? (вкусное). Каким словом можно заменить слово «конь»? (Лошадь)
Игра «Четвертый лишний»
Ребенка просят определить, какое слово лишнее, не подходящее к другим словам, и объяснить почему. Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, его следует ему объяснить.
А) белый, красный, красивый, зеленый;
Б) яблоко, груша, помидор, огурец.
Игра «Скажи наоборот»
Ребенка просят подобрать антонимы к называемым словам: «Скажи наоборот: холодный, чистый, твердый, толстый, тупой…»
Игра «Скажи ласково»
Ребенка спрашивают: «Как можно назвать ласково дом?» (например, «Дом, а ласково - домик; мяч, а ласково - … и т.д.
Игра «Чей малыш?»
Взрослый называет детеныша животного, а ребенок должен назвать взрослое животное. Игра проводится в быстром темпе.
Игра «Живое и неживое»
Ребенку говорят, что есть слова, обозначающие живое (люди, звери, птицы, рыбы…), а есть слова, обозначающие неживые предметы. Его просят назвать «живые» слова, затем – «неживые», т.е. обозначающие живое и неживое.
Ребенок рождается с заложенными генетическими способностями, 20% этих способностей развивается на первом году жизни, 50% - к 4 годам, 80% - к 8 летнему возрасту, 90% способностей раскрывается к 13 годам. Развитию способностей способствует сенсорно обогащенная, здоровая окружающая среда. Только соответствующее речевое окружение учит мозг воспринимать фонетический код родного языка и формировать собственный речевой опыт. Не забывайте регулярно консультироваться с учителем-дефектологом. Он направит вас на необходимую деятельность, объяснит основные направления работы с ребенком, отметит все достижения в речевом развитие вашего ребенка.