Организация белорусского уголка
в группах учреждения дошкольного образования
Содержание белорусских уголков (уголков по патриотическому воспитанию) должно соответствовать задачам, решаемым по данной теме в каждой возрастной группе учреждения дошкольного образования.
Согласно содержанию учебной программы дошкольного образования (образовательная область «Ребенок и общество»):
Во 2 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о близком окружении (помещениях группы, дошкольного учреждения, участке учреждения дошкольного образования, о труде работников учреждения дошкольного образования), о своей малой родине (городе, деревне), формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломы, льна, лозы).
В уголке следует разместить:
· альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город (деревня)»;
· родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок);
· иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревьев, цветов, характерных для Беларуси;
· кукол (мальчик и девочка) в национальном костюме;
· предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца; керамика: миски, вазы; изделия из соломы, льна, лозы; белорусские народные игрушки (свистульки));
· книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
· иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
В средней группе у воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о столице Беларуси – Минске, о своем городе, улице; о национальном флаге, гербе, гимне; о народных героях; белорусских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.
В уголке национальной символики должны быть:
· государственная символика (флаг, герб, текст гимна);
· портрет Президента Республики Беларусь.
В белорусском уголке следует разместить:
· альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»,
«Минск – столица Беларуси»;
· родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок, брат, сестра, тетя, дядя);
· иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревьев, цветов, характерных для Беларуси;
· кукол (мальчик и девочка) в национальном костюме;
· предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики- спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки));
· иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города (поселка, деревни);
· книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
· иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.
В старшей группе формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят с достопримечательностями города, села, столицы республики, историей города; с географическим расположением Беларуси, с какими государствами она граничит. Закрепляют представления о столице нашей Родины, о флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, произведениями фольклора, произведениями белорусских писателей и т.д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства, о современной архитектуре.
В уголок национальной символики размещается:
· государственная символика (флаг, герб, текст гимна);
· портрет Президента Республики Беларусь;
· карта страны, глобус.
В белорусском уголке следует разместить:
· кукол в национальных костюмах;
· альбомы с архитектурными памятниками Беларуси, заповедниками;
· альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники» (Ф.Скорина, Е.Полоцкая, писателей, поэтов, художников и др.), «День Победы» и др.;
· предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики- спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из
дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки));
· иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города (поселка, деревни);
· книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;
· иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников;
· различная познавательная и художественная литература;
· альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»,
«Минск – столица Беларуси»; макеты города (поселка, деревни), детского сада;
· иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;
· родословные древа детей.
Оснащение белорусских уголков в группах
в соответствии с Перечнем оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования
(Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50)
№ п/п |
Классификация и наименование игрового материала и его предназначение |
Возрастная группа |
||||
первый год жизни |
второй – третий годы жизни |
четвертый – пятый годы жизни |
шестой – седьмой годы жизни |
разновоз- растная группа |
||
количество |
||||||
|
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|
|
|
|
|
|
Традиционные народные игрушки, отображающие зверей, птиц, людей, сказочных и фантастических существ, из разных материалов (глина, соломка, дерево, лен) |
|
по 2 шт. |
по 2 шт. |
по 2 шт. |
по 2 шт. |
|
Сундучок расписной с элементами традиционного белорусского декора для хранения кукольной одежды |
|
2 шт. |
1 шт. |
1 шт. |
1 шт. |
|
Национальная одежда для кукол с особенностями декора разных регионов Беларуси |
|
|
5 комп. |
5 комп. |
2 комп. |
|
Предметы национального оформления игровой среды: вытинанки, льняные, тканые, расписные и вышитые изделия, традиционная глиняная посуда (слоік, спарыш, гляк, букетнік и др.) и т.п. |
|
|
по 2 шт. |
по 2 шт. |
по 2 шт. |
|
Батлейка (национальный кукольный театр) |
|
|
|
1 шт. |
|
|
Дидактические игры с картами из 6-8 частей разной тематики: растительный мир, орудия труда, животный мир, предметы декоративно- прикладного искусства Беларуси, белорусские народные сказки и др. |
|
|
3 наб. |
3 наб. |
3 наб. |
|
Народные музыкальные инструменты (цимбалы, трещотка, свистулька) |
|
|
по 1 шт. |
по 1 шт. |
по 1 шт. |
|
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|
|
|
|
|
|
Аудиопособия: белорусские народные мелодии, мелодии современных авторов, народная танцевальная музыка в современной обработке, старинные белорусские народные мелодии – «Полацкі сшытак», детские песни в исполнении образцовых детских коллективов и др. (рекомендуемые учебной программой дошкольного образования) |
|
по 1 наб. |
по 1 наб. |
по 1 наб. |
по 1 наб. |
|
Изделия декоративно-прикладного искусства Беларуси: - белорусская игрушка (глиняная, деревянная, соломенная); озвученная, неозвученная; раскрашенная, нераскрашенная; - белорусская региональная роспись: тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломки, льна, лозы, дерева. |
|
по 2 шт. |
по 2 шт. |
по 2 шт. |
по 2 шт. |
|
Картины, картинки, открытки, альбомы с изображением предметов декоративно-прикладного искусства Беларуси и России |
|
|
|
по 1 наб. |
по 1 наб. |
|
Репродукции картин разных жанров живописи: пейзаж, натюрморт, портрет |
|
|
|
по 1 наб. |
по 1 наб. |
|
Картины, картинки, открытки, альбомы: интерьеры жилых помещений, оформленных в народном и современном стиле, общественных помещений (магазин, почта, музей, театр и др.) |
|
по 1 наб. |
по 1 наб. |
по 1 наб. |
по 1 наб. |
|
Портреты (открытки) художников (в том числе и белорусских художников) |
|
|
по 1 наб. |
по 1 наб. |
по 1 наб. |
|
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ, РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ |
|
|
|
|
|
|
Серии картин крупного размера разной тематики: игры детей; правила дорожного движения, пожарной безопасности, поведения; природа Беларуси; народные праздники; дикие и домашние животные, рыбы и птицы Беларуси; народные умельцы Беларуси; писатели; спорт, воинская служба и др. (рекомендуемые учебной программой дошкольного образования) |
|
|
|
по 1 наб. |
по 1 наб. |
|
Серии картинок различной тематики: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей и др.), историческая тематика для выстраивания временных рядов (история транспорта, жилища, коммуникаций и т.п.) |
|
по 1 наб. |
по 1 наб. |
по 1 наб. |
по 1 наб. |
|
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
|
|
|
|
|
|
Карты географические: карта Республики Беларусь |
|
|
1 шт. |
1 шт. |
1 шт. |
|
Панно: рельефная карта Республики Беларусь с государственной символикой |
|
|
1 шт. |
1 шт. |
1 шт. |
|
Вкладыши: «Карта Беларуси» и др. |
|
|
1 шт. |
1 шт. |
|
|
Флаги: Республики Беларусь, стран, граничащих с Республикой Беларусь |
|
|
|
по 1 шт. |
|
|
Глобус |
|
|
|
1 шт. |
|
|
Атрибуты культуры стран, граничащих с Республикой Беларусь: национальная одежда, кухня, игрушки, предметы декоративно- прикладного искусства и др. |
|
|
|
по 1 наб. |
|
Примечание: содержание уголка динамично и зависит от темы недели