Организация белорусского уголка в группах учреждения дошкольного образования  

Организация белорусского уголка

в группах учреждения дошкольного образования

 

Содержание белорусских уголков (уголков по патриотическому воспитанию) должно соответствовать задачам, решаемым по данной теме в каждой возрастной группе учреждения дошкольного образования.

 

Согласно содержанию учебной программы дошкольного образования (образовательная область «Ребенок и общество»):

Во 2 младшей группе у детей воспитывают чувство любви и заботы по отношению к своей семье и другим людям, формируются представления детей о близком окружении (помещениях группы, дошкольного учреждения, участке учреждения дошкольного образования, о труде работников учреждения дошкольного образования), о своей малой родине (городе, деревне), формируется сопричастность к современным событиям, первоначальные представления о национальных культурных традициях, о народных и государственных праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломы, льна, лозы).

В уголке следует разместить:

·       альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город (деревня)»;

·       родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок);

·       иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревьев, цветов, характерных для Беларуси;

·       кукол (мальчик и девочка) в национальном костюме;

·       предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца; керамика: миски, вазы; изделия из соломы, льна, лозы; белорусские народные игрушки (свистульки));

·       книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;

·       иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

 

В средней группе у воспитанников формируется интерес к национальным и общечеловеческим ценностям, культурным традициям народа; о столице Беларуси – Минске, о своем городе, улице; о национальном флаге, гербе, гимне; о народных героях; белорусских праздниках; о природе родного края; о предметах декоративно-прикладного искусства; о современной архитектуре.

В уголке национальной символики должны быть:

·       государственная символика (флаг, герб, текст гимна);

·       портрет Президента Республики Беларусь.

 

В белорусском уголке следует разместить:

·       альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»,

«Минск – столица Беларуси»;

·       родословные древа детей (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок, брат, сестра, тетя, дядя);

·       иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревьев, цветов, характерных для Беларуси;

·       кукол (мальчик и девочка) в национальном костюме;

·       предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики- спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки));

·       иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города (поселка, деревни);

·       книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;

·       иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных праздников.

 

В старшей группе формируют представления воспитанников о семье, о родословной; о своем детском саде как втором доме. Знакомят с достопримечательностями города, села, столицы республики, историей города; с географическим расположением Беларуси, с какими государствами она граничит. Закрепляют представления о столице нашей Родины, о флаге и гербе, рассказывают об истории страны, о героическом прошлом нашей Родины. Продолжают знакомить с государственными и народными праздниками, произведениями фольклора, произведениями белорусских писателей и т.д. Формируют представления о предметах декоративно-прикладного искусства, о современной архитектуре.

 

В уголок национальной символики размещается:

·       государственная символика (флаг, герб, текст гимна);

·       портрет Президента Республики Беларусь;

·       карта страны, глобус.

 

В белорусском уголке следует разместить:

·       кукол в национальных костюмах;

·       альбомы с архитектурными памятниками Беларуси, заповедниками;

·       альбомы: «Мой город», «Наши великие соотечественники» (Ф.Скорина, Е.Полоцкая, писателей, поэтов, художников и др.), «День Победы» и др.;

·       предметы декоративно-прикладного искусства (тканые и вышитые изделия: скатерти, полотенца, одежда; керамика: миски, вазы, кувшинчики- спорыши и другая традиционная белорусская посуда; изделия из соломы, льна, лозы: куклы, звери, птицы, декоративные тарелки, корзины и т.д.; изделия из

дерева, украшенные резьбой, росписью, соломкой: шкатулки, панно и др.; белорусские народные игрушки (свистульки));

·       иллюстрации с изображением памятников архитектуры, современных зданий родного города (поселка, деревни);

·       книги с белорусскими народными сказками, потешками, прибаутками;

·       иллюстрации,      фотографии     с       изображением     народных     и государственных праздников;

·       различная познавательная и художественная литература;

·       альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»,

«Минск – столица Беларуси»; макеты города (поселка, деревни), детского сада;

·       иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для Беларуси;

·       родословные древа детей.

Оснащение белорусских уголков в группах

в соответствии с Перечнем оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования

(Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50)

 

 

№ п/п

 

 

Классификация и наименование игрового материала и его предназначение

Возрастная группа

первый год жизни

второй – третий

годы жизни

четвертый

– пятый

годы жизни

шестой – седьмой

годы жизни

разновоз- растная группа

количество

 

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

Традиционные народные игрушки, отображающие зверей, птиц, людей, сказочных и фантастических существ, из разных материалов (глина,

соломка, дерево, лен)

 

по 2 шт.

по 2 шт.

по 2 шт.

по 2 шт.

 

Сундучок расписной с элементами традиционного белорусского декора

для хранения кукольной одежды

 

2 шт.

1 шт.

1 шт.

1 шт.

 

Национальная одежда для кукол с особенностями декора разных

регионов Беларуси

 

 

5 комп.

5 комп.

2 комп.

 

Предметы национального оформления игровой среды: вытинанки,

льняные, тканые, расписные и вышитые изделия, традиционная глиняная посуда (слоік, спарыш, гляк, букетнік и др.) и т.п.

 

 

по 2 шт.

по 2 шт.

по 2 шт.

 

Батлейка (национальный кукольный театр)

 

 

 

1 шт.

 

 

Дидактические игры с картами из 6-8 частей разной тематики:

растительный мир, орудия труда, животный мир, предметы декоративно- прикладного искусства Беларуси, белорусские народные сказки и др.

 

 

3 наб.

3 наб.

3 наб.

 

Народные музыкальные инструменты (цимбалы, трещотка, свистулька)

 

 

по 1 шт.

по 1 шт.

по 1 шт.

 

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

Аудиопособия: белорусские народные мелодии, мелодии современных авторов, народная танцевальная музыка в современной обработке,

старинные белорусские народные мелодии – «Полацкі сшытак», детские песни в исполнении образцовых детских коллективов и др.

(рекомендуемые учебной программой дошкольного образования)

 

по 1 наб.

по 1 наб.

по 1 наб.

по 1 наб.

 

Изделия декоративно-прикладного искусства Беларуси:

-   белорусская игрушка (глиняная, деревянная, соломенная); озвученная, неозвученная; раскрашенная, нераскрашенная;

-   белорусская региональная роспись: тканые и вышитые изделия, керамика, изделия из соломки, льна, лозы, дерева.

 

по 2 шт.

по 2 шт.

по 2 шт.

по 2 шт.

 

Картины, картинки, открытки, альбомы с изображением предметов

декоративно-прикладного искусства Беларуси и России

 

 

 

по 1 наб.

по 1 наб.

 

Репродукции картин разных жанров живописи: пейзаж, натюрморт,

портрет

 

 

 

по 1 наб.

по 1 наб.

 

Картины, картинки, открытки, альбомы: интерьеры жилых помещений, оформленных в народном и современном стиле, общественных

помещений (магазин, почта, музей, театр и др.)

 

по 1 наб.

по 1 наб.

по 1 наб.

по 1 наб.

 

Портреты (открытки) художников (в том числе и белорусских

художников)

 

 

по 1 наб.

по 1 наб.

по 1 наб.

 

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ, РАЗВИТИЯ РЕЧИ И

ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ

 

 

 

 

 

 

Серии картин крупного размера разной тематики: игры детей; правила дорожного движения, пожарной безопасности, поведения; природа Беларуси; народные праздники; дикие и домашние животные, рыбы и

птицы Беларуси; народные умельцы Беларуси; писатели; спорт, воинская служба и др. (рекомендуемые учебной программой дошкольного

образования)

 

 

 

по 1 наб.

по 1 наб.

 

Серии картинок различной тематики: времена года (пейзажи, жизнь

животных, характерные виды работ и отдыха людей и др.), историческая тематика для выстраивания временных рядов (история транспорта,

жилища, коммуникаций и т.п.)

 

по 1 наб.

по 1 наб.

по 1 наб.

по 1 наб.

 

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

 

 

Карты географические: карта Республики Беларусь

 

 

1 шт.

1 шт.

1 шт.

 

Панно: рельефная карта Республики Беларусь с государственной

символикой

 

 

1 шт.

1 шт.

1 шт.

 

Вкладыши: «Карта Беларуси» и др.

 

 

1 шт.

1 шт.

 

 

Флаги: Республики Беларусь, стран, граничащих с Республикой Беларусь

 

 

 

по 1 шт.

 

 

Глобус

 

 

 

1 шт.

 

 

Атрибуты культуры стран, граничащих с Республикой Беларусь: национальная одежда, кухня, игрушки, предметы декоративно-

прикладного искусства и др.

 

 

 

по 1 наб.

 

 

Примечание: содержание уголка динамично и зависит от темы недели

поделиться в: