СЕМЬЯ И РОДИНА ЕДИНЫ

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Патриотическое воспитание в учреждении дошкольного образования основывается на планомерной и последовательной передаче ребёнку исторического и социального опыта белорусского народа, воспитании уважения к государственным символам страны. интерес воспитанников к изучению объёмного материала в значительной мере зависит от содержания образовательного процесса. При его планировании вместе с традиционными подходами необходимо учитывать педагогические идеи предыдущих поколений, в основе которых — культ человека, высокой морали, красоты и доброты. Всё это усиливает эмоционально-познавательные впечатления ребёнка, дополнительно мотивирует его к овладению родным языком, соблюдению народных и государственных традиций, приобщению к белорусской культуре. Патриотические качества характерны только человеку, чем выше уровень овладения ими, тем выше степень познания социума, потребность в его обогащении результатами своих знаний и труда.

Цель патриотического воспитания дошкольников — формирование первоначальных представлений о родном крае и уважительного к нему отношения, воспитание нравственности, патриотических чувств, гражданственности и трудолюбия, сопричастности к современным событиям, приобщение к национальным ценностям и культурным традициям.

Задачи патриотического воспитания определены в учебной программе дошкольного образования, а направления могут быть конкретизированы следующим тематическим содержанием.

1. История Беларуси: возникновение и развитие.

Задача: формировать первоначальные представления и элементарные понятия об истории белорусского народа.

Содержание:

- природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, природоохранная деятельность жителей Беларуси;

- национальный язык и его ценность; языки национального и межнационального общения;

- национальная архитектура: жилые поселения (хутор, село, местечко, город); архитектура зданий;

- сведения из истории семьи и страны: быт предков; родословная; памятные места поселка, города и столицы; события Великой отечественной войны, защитники отечества;

- сведения из истории происхождения: названия поселка, города, достопримечательностей, названия республики Беларусь и её столицы;

- содружество с другими государствами: в промышленности, творчестве, искусстве, образовании; в период Великой отечественной войны; ближние и дальние страны, представления о других нациях, их культуре.

В результате познания своей национальной истории у детей дошкольного возраста успешнее формируются положительные взаимоотношения с родными, близкими и окружающими людьми, потребность использовать полученные знания в разных видах деятельности. к основным новообразованиям в этом направлении могут быть отнесены: патриотическое сознание (знания и представления о родном крае) и национальное самосознание (осознание своей национальной принадлежности).

2. Символы Беларуси.

Задачи: воспитывать гордость и уважение к государственным символам; формировать представления о значении государственных герба, флага и гимна.

Содержание:

- символы государства: предназначение современных герба, флага и гимна; описание герба и флага; музыка и текст Государственного гимна Республики Беларусь;

- природные символы страны: животные, птицы, деревья, цветы, которые характерны для Беларуси (сосна, зубр, аист, цветки льна, клевера, василька).

Сущность данного направления состоит в том, что личность формируется как член общества, к которому она принадлежит. Для детей дошкольного возраста патриотические чувства связаны с дифференциацией основных государственных символов, наличием представлений об их ценности, характером чувств и отношений к государственной символике.

3. Достопримечательности Беларуси.

Задачи: развивать любознательность к месту или объекту, которые являются историческим наследием, архитектурной ценностью в своем поселке или городе, столице страны; расширять знания о том, как живут, трудятся и отдыхают люди в Беларуси.

Содержание:

- исторические памятники: храмы, монастыри, замки, дворцы, крепости, усадебно-парковые комплексы;

- архитектурные сооружения: памятники, музеи, театры, библиотеки, стадионы, мосты;

- природные богатства: ботанический сад, национальные парки, леса, заповедники, реки, озера;

- ведущие отрасли производства, промышленности, сельского хозяйства: заводы, фабрики;

- места для отдыха и развлечений: кинотеатр, парк, зоопарк, дельфинарий;

- национальная кухня: продукты питания, ежедневные и праздничные блюда белорусов, напитки.

Направление ускоряет процесс взаимодействия детей с культурно-исторической средой, адаптации к ней и самореализации с учётом индивидуальных возможностей.

4. Государственные и народные праздники.

Задачи: учить осознавать торжественность государственных праздников; формировать культуру уважительного отношения к национальным традициям и обрядам, сопричастность к современным событиям.

Содержание:

- государственные праздники: День конституции, День единения народов Беларуси и России, День Победы, День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Независимости Республики Беларусь (День Республики);

- национальные праздники: рождество, коляды, Масленица, Пасха, радуница, Благовещение, купалье, Дожинки, День памяти.

В ходе реализации данного направления у детей дошкольного возраста формируются личностные качества: эмоциональная отзывчивость, осознание своей значимости, коммуникативные навыки, толерантность. У них быстрее проявляются положительное отношение к родным, близким и окружающим людям, потребность использовать накопленные эмоционально-прочувствованные знания в творческой деятельности.

5. Люди, прославившие Беларусь.

Задачи: воспитывать уважение к просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям науки и искусства, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим нашу родину; формировать чувство гордости за их достижения.

Содержание:

- защитники отечества;

- исторические личности;

- достижения граждан страны в труде, спорте, науке, искусстве.

Содержательный компонент направления охватывает познавательную сферу, которая связана с осознанием своего отношения к богатому историческому наследию и современным достижениям народа, что позволяет идентифицировать себя как представителя нации и определиться в своей ментальности. к основным чертам менталитета белорусов относят толерантность, доброжелательность, гостеприимство, добродушие, щедрость, сообразительность, поэтичность души и другие положительные

качества.

6. Народные промыслы и искусство.

Задачи: расширять знания о культуре страны, приобщать детей ко всем видам национального искусства; развивать интерес к созданию предметов рукотворного мира и обогащению предметно-развивающей среды учреждения дошкольного образования; развивать умение осознавать себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем).

Содержание:

- народные промыслы: ткачество; гончарство; токарное ремесло; изготовление мебели;

- народная медицина: использование продуктов питания в лечебных целях;

- декоративно-прикладное искусство: ткачество, вышивка, художественное украшение рушников, их предназначение; изделия из соломы, льна, подготовка материала, украшение изделий; керамика и её виды, изделия из глины, процесс лепки; изделия из дерева, лозы, бересты;

- изобразительное искусство: скульптура, живопись, графика, фотоискусство.

Содержательный спектр направления очень широкий и включает все составляющие национального искусства. В нём объединены практически все представления человека о своей нации: исторические, языковые, культурные, эстетические. Предполагается активное познание окружающего мира: природного и предметного; своего «Я»; формирование у детей осознания принадлежности к белорусской культуре и искусству.

7. Белорусское народное творчество.

Задачи: формировать готовность ребёнка дошкольного возраста к участию в творческой деятельности, народном кукольном театре, исполнении народных танцев, песен, игр; развивать гуманное отношение ко всему живому, потребность в познании природы и бережном отношении к ней.

Содержание:

- белорусский народный фольклор: колыбельные, потешки, поговорки, считалки, песни, загадки, сказки, легенды, басни, игры;

- белорусские народные музыка и танцы; белорусские народные инструменты (жалейка, лира и др.); хороводы;

- народные детские игры в далёкие времена и в современной жизни, их примеры; народные праздники и игры;

- народный кукольный театр: оформление Батлейки (аппликация соломкой; вытинанка; художественная роспись; резьба; вышивка); кукольные образы, вождение кукол; спектакль (показ, участие);

- белорусский народный этикет: приветствие, обращение к человеку; культура речи, её чистота и красота; поведение за столом; уважение к старшим;

- народные национальные костюмы: материал, элементы, художественное оформление, способ ношения частей костюма.

Содержание направления отражает характерные для нации действия и поступки, нормы поведения, методы и приёмы творческой деятельности, исполнения народных танцев, песен, игр, формы выражения чувств.

 

Содержание патриотического воспитания дошкольников реализуется в ходе трёхэтапного познавательного процесса: узнавание, понимание, осознание. На протяжении одного учебного года каждое из семи направлений постепенно проходит через все образовательные области. от младшей до старшей группы содержание каждого направления обогащается, т.к. решаются задачи не только патриотического, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания, а также применяются различные его средства и методы.

На первом этапе (узнавание) используются ознакомительно-познавательные задания, когда доминирует содержание с элементом анализа. Цель — формирование ориентировочной основы, понимания явления (события, действия), умения выполнять действия. Дидактическая цепочка включает: образец (75%) — имитация по образцу (25%).

На втором этапе (понимание) используются установочно-аналитические задания, когда имитация сочетается с анализом, пониманием. Цель — формирование навыков деятельности по образцу, освоение, осознанность, произвольность, критичность. Действует дидактическая цепочка: образец (50%) — имитация с элементами анализа (50%).

Третий этап (осознание) включает системно-реализующие (контрольные) задания. Цель — формирование у ребёнка осмысленных форм суждения и рассуждения, анализа объектов, самостоятельности в установке системы ориентиров, которая позволяет правильно выполнять любые задания в области патриотического воспитания. Дидактическая цепочка включает: образец (в форме темы задания) — осмысленное действие (100%).

Результативность патриотического воспитания дошкольников оценивается следующим комплексом обобщённых характеристик:

- возрастные показатели развития качеств личности, обусловленные целями, задачами и содержанием дошкольного образования (гражданственность, национальное самосознание, самостоятельность, трудолюбие, сопереживание, человечность, уважение, взаимопонимание, сотрудничество, эмоциональная привязанность, отзывчивость, доброта, рассудительность, справедливость, самообладание, любознательность);

- сбалансированность разных форм активности детей дошкольного возраста в специально организованной и нерегламентированной деятельности, отражённых в образовательных областях «Физическая культура», «Ребёнок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребёнок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство».

Результативность определяется с учётом содержания работы педагога и достижений его воспитанников.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА

Содержание работы педагога.

В процессе общения с воспитанниками помогает им осознать себя, организует взаимодействие с другими детьми, расширяя представления о них, стремится создать в группе благоприятную обстановку. Знакомит с помещением и территорией учреждения дошкольного образования, воспитывает любовь и привязанность к родному дому, учреждению дошкольного образования, родным местам.

Во время организованных игр формирует первоначальные представления детей о семье, воспитывает любовь к матери и членам семьи, заботливое отношение к ним в процессе прочтения литературных произведений белорусских авторов, бесед о семейных традициях, проведения государственных и народных праздников, посвящённых семье, труду белорусов. На занятиях знакомит с работой взрослых ближайшего окружения.

Формирует элементарное представление о родном городе или посёлке, положительное отношение к белорусскому и русскому языкам, развивает желание разговаривать на них. Вместе с детьми обыгрывает разные ситуации взаимодействия членов семьи с использованием белорусского языка. В этом же направлении проводит наблюдения за объектами родной природы и её явлениями. Использует в рассказе белорусские слова, народные игры, читает стихи, прибаутки, считалки, загадки.

Знакомит с государственными и народными праздниками. Во время участия детей в проведении праздников и в качестве зрителей педагог объясняет взаимосвязь сезонных явлений и народных праздников, праздников и будней. С целью формирования чувства национальной принадлежности проводит тематические беседы с использованием наглядного материала. Демонстрирует изделия народных умельцев, объясняет, что такое «пеўнік-свістулька, гарлачык, ручнік, саламяны капялюш», помогает приготовить подарки из природного и растительного материала.

Во время проведения праздников, развлечений, творческой деятельности приобщает детей к белорусской традиционной культуре (устному народному творчеству, играм, хороводам, декоративно-прикладному искусству). к изучению произведений устного народного творчества привлекает также родителей во время проведения тематических вечеров, изготовления с детьми поделок, выполнения творческого задания. В родительских уголках размещает информацию, которую можно использовать дома с детьми: колыбельные, потешки, сказки.

Во время знакомства с растительным и животным миром Беларуси использует наблюдения в живом уголке, тематические картинки, примеры из произведений устного народного творчества; формирует умение замечать и эмоционально осознавать красоту природы родного края.

Достижения воспитанников:

- знают своё имя, фамилию, возраст;

- имеют представление о себе как о члене семьи, называют имена близких родственников, а также других детей из группы, имя и отчество воспитателей;

- проявляют любовь и симпатию к близким и родным, заботятся о них, выполняют простые поручения; знают профессии людей из близкого окружения;

- осознают себя как представителя детского общества, с желанием посещают учреждение дошкольного образования;

- ориентируются в помещении и на участке учреждения дошкольного образования;

- называют свой город, посёлок;

- различают белорусскую и русскую речь;

- с удовольствием принимают участие в проведении государственных и национальных праздников;

- положительно воспринимают и воспроизводят музыкальные произведения, произведения белорусских поэтов и писателей, фольклора (колыбельные, народные песенки и потешки, считалки, сказки);

- замечают сезонные изменения в природе.

 

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Содержание работы педагога.

Формирует представления о семье, системе родственных связей, взаимоотношениях и обязанностях членов семьи, вовлекает дошкольников в игры на семейные темы, расширяя представления о семейных традициях и ценностях. Воспитывает чувства любви, благодарности, уважения к старшим, гордости за своих родных, способность сопереживать им. Учит взаимодействию во время чтения произведений белорусских авторов и бесед по сюжету литературного произведения, организации ролевых игр, инсценировки диалогов из белорусских народных сказок, проведения литературных вечеров.

Продолжает знакомить с учреждением дошкольного образования, формирует доброжелательные взаимоотношения в коллективе, желание посещать его, учит принимать посильное участие в благоустройстве группы, участка, формирует представления о труде взрослых и их роли в создании предметов. На занятиях знакомит детей с названием посёлка, улицы, города, их достопримечательностями. На прогулках, во время бесед, игр использует наглядные средства (фотографии, рисунки, иллюстрации, виртуальные экскурсии с помощью интернет-ресурса) для знакомства с местными достопримечательностями. Обращает внимание детей на красоту природы и её сезонные изменения, воспитывает любовь к природе, желание её беречь и защищать.

Во время бесед, сюжетно-ролевых игр, инсценировки фольклорных произведений, экскурсий и целевых прогулок подробнее рассказывает о жизни в Беларуси и её столице — городе Минске, об общении на белорусском и русском языках. Продолжает формировать интерес и положительное отношение к этим языкам, желание разговаривать на них, развивать элементарные навыки взаимоотношений на белорусском языке.

Знакомит с Государственным флагом Республики Беларусь, обсуждает с детьми, когда и где этот символ можно увидеть (на площади Государственного флага в Минске, во время спортивных соревнований). Учит детей узнавать белорусский флаг среди других, оформляет уголок государственной символики.

Продолжает знакомить с народными и государственными праздниками, объясняет, с чем они связаны, почему и как к ним готовятся.

Во время экскурсий и занятий кратко рассказывает детям о работе белорусских заводов и фабрик, их продукции — машинах, автобусах, тракторах, холодильниках, телевизорах, одежде, обуви, продуктах питания и др. Дети обсуждают деятельность взрослых в разных сферах (в детском саду, на почте, в ателье, в магазине). На встречи с ними приглашает лучших работников производства, знаменитых людей в области литературы, искусства, спорта, которые знакомят с результатами своего труда, развивают патриотизм.

В процессе общения, трудовой деятельности использует произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки) о трудолюбии, ответственности за порученное дело и др. Организует проведение «трудовых акций»: изготовление игрушек, оформление альбомов, стендов.

На специальных занятиях и играх знакомит детей с историей и достопримечательностями посёлка, улицы, города, страны, культурой Беларуси. Формирует представления о деятельности людей, прославивших нашу Родину. Знакомит и разучивает, пересказывает с детьми произведения белорусской художественной литературы, малые формы белорусского фольклора, народные сказки. Ознакомление с народной культурой более интересно проходит с приглашением родителей, бабушек и дедушек, артистов театра, сотрудников музеев, народных мастеров.

Детские впечатления закрепляет в разных видах деятельности (моделировании, лепке, аппликации, играх-развлечениях, играх-драматизациях), в сотрудничестве с родителями: вечер знакомства с традиционными народными блюдами, изготовление изделий народных промыслов, творческие задания (подобрать материал для плаката, фотовыставки, коллажа).

Развивает познавательный интерес к культуре других народов: на занятиях использует прослушивание музыкальных произведений, показ слайдов, репродукций, фотографий об истории и культуре народов, проживающих в Беларуси.

Достижения воспитанников:

- знают своё полное и краткое имя, фамилию, пол, возраст, домашний адрес;

- называют членов семьи, имя и отчество родителей, других близких родственников;

- могут рассказать о деятельности членов семьи (профессии и увлечении в соответствии с пониманием детей), о видах деятельности взрослых (в детском саду, на почте, в ателье, в магазине);

- владеют традициями взаимоотношений в детском коллективе и семье;

- свободно ориентируются в помещении и на участке учреждения дошкольного образования, принимают активное участие в их благоустройстве;

- имеют первичные представления о мире и природе, заботе людей о красоте своего посёлка, улицы, города, своей страны;

- знают название своего посёлка, улицы, города, своей страны и её столицы;

- знают о том, что в Беларуси живут белорусы, которые говорят на белорусском и русском языках;

- узнают Государственный флаг Республики Беларусь;

- знают основные государственные и народные праздники;

- обсуждают, в какое время года отмечают определённые праздники, как к ним готовятся;

- знают о продуктах деятельности белорусской промышленности и производства;

- проявляют любознательность при знакомстве с именами и деятельностью знаменитых белорусов;

- эмоционально воспринимают и воспроизводят музыкальные произведения, литературные произведения белорусских поэтов и писателей, фольклора;

- различают и знают предназначение изделий декоративно-прикладного искусства Беларуси: ткачества, вышивки, керамики, изделий из соломки, льна, дерева;

- имеют первичные представления о национальном многообразии жителей Беларуси

СТАРШАЯ ГРУППА (5—6 лет)

Содержание работы педагога.

Обсуждает с детьми и закрепляет чувство любви к своей семье: её значение в жизни человека; зачем нужна фамилия, откуда отчество; родословная — старинная белорусская традиция; будни и праздники в семье, традиции, совместный отдых. Побуждает детей рассказывать о своей семье, близких родственниках, о занятиях и профессиях членов семьи, о своём доме (квартире).

В разных видах деятельности приобщает детей к богатству белорусского и русского языков, формирует ценностное отношение к ним, желание разговаривать на них. На занятиях по развитию речи, в течение дня белорусского языка, тематических вечеров продолжает формировать у воспитанников представление о своей национальной принадлежности; знакомить с представителями других национальностей, живущих в Беларуси, их традициями и обычаями; воспитывать толерантность (уважение достоинств всех без исключения людей, терпимость по отношению к другим).

Рассказывает о том, что наша страна состоит из шести областей и столицы, знакомит с их названиями, а также названиями соседних государств. Во время рассказов, бесед, дидактических игр формирует интерес к родному посёлку, городу, стране. На комплексных занятиях по музыке, ознакомлению с окружающим миром, художественно-речевой, театрально-игровой деятельности продолжает знакомить с символами белорусского государства: флагом, гербом, гимном Беларуси. Педагог оформляет уголок государственной символики. На торжественных мероприятиях, во время церемонии подъёма Государственного флага Республики Беларусь учит детей стоя исполнять Государственный гимн Республики Беларусь.

В игровой, увлекательной, эмоциональной форме продолжает знакомить с государственными и народными праздниками. Вовлекает воспитанников в их подготовку (занимаются украшением помещения группы, музыкального зала, изготовлением традиционных подарков, созданием стендов и плакатов). Во время праздников расширяет представления о народной культуре и богатстве родного языка. В канун Дня Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь организует в старших группах проведение занятий по теме «Наш флаг. Наш герб. Наш гимн», викторин и праздничных мероприятий.

Организует встречи с людьми, прославившими Родину. Их рассказы и беседы способствуют лучшему пониманию окружающей действительности, жизни в стране, определению своей значимости. Дети учатся строить свои личные жизненные планы, определять интересную для них сферу трудовой деятельности, конструктивно общаться и взаимодействовать со взрослыми.

Педагог расширяет представления воспитанников о достижениях Президента Республики Беларусь, просветителей, национальных героев, деятелей искусства, учёных, космонавтов, спортсменов. В этих целях использует презентации, литературные произведения, легенды, предания. совместно с родителями организует выполнение поисково-творческих заданий (составление рассказов-описаний, создание коллажей, подбор изобразительного материала к литературным произведениям).

В процессе специально организованной деятельности продолжает формировать элементарные представления о прошлом Беларуси: важных исторических и общественных событиях, истории основания, происхождении названия посёлка, улицы, города, их исторических местах. С помощью сюжетно-ролевых игр, игр-путешествий, творческих заданий, экскурсий знакомит с местными особенностями и достопримечательностями страны.

Последовательно приобщает детей ко всем видам национального искусства — от ткачества до живописи и орнамента, от танца, сказки, музыки до театра. Достигается это в совместной с ними художественно-изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации), в беседе, прослушивании стихов белорусских авторов, музыкальных произведений отечественных музыкантов, при рассматривании иллюстраций, фотографий, во время презентаций, проведения виртуальных экскурсий, просмотра познавательных фильмов, на экскурсиях с родителями.

Организует проведение экологических проектов, которые способствуют осознанию, что все люди на Земле — одна большая семья, а сама Земля — наш общий дом.

Достижения воспитанников:

- знают своё имя (полное и краткое), фамилию, пол, возраст, дату рождения, домашний адрес, номера телефонов родителей;

- умеют рассказать о своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом;

- называют членов семьи, их имена и отчества; знают профессии и занятия членов семьи;

- имеют представления о семейных праздниках, родственных отношениях и способах поддержания родственных связей (посещения, телефонные звонки, переписка);

- проявляют гуманное отношение, эмоциональную привязанность и доверие к родственникам и сверстникам в учреждении дошкольного образования;

- выражают патриотические чувства: любовь к своей семье, учреждению дошкольного образования как второму дому, посёлку, городу, стране и гордость за них;

- с интересом общаются на двух языках на занятиях и в игровой деятельности;

- могут назвать свой посёлок, улицу, город, столицу страны;

- показывают географическое расположение Республики Беларусь, называют, с какими государствами она граничит;

- имеют представления о содержании красной книги Республики Беларусь;

- проявляют познавательный интерес к тому, как живут люди в Беларуси, как помогают друг другу; знают, какие трудности возникают в жизни человека с особенностями развития, у пожилых людей;

- выражают гордость и уважение к государственным символам Республики Беларусь (флагу, гербу и гимну), узнают мелодию и знают слова Государственного гимна, называют основных представителей её флоры и фауны;

- знают, что при исполнении Государственного гимна Республики Беларусь присутствующие встают;

- знают и активно участвуют в проведении государственных, общереспубликанских и народных праздников, чувствуют свою причастность к происходящему (рисуют, участвуют в соревнованиях, парадах или праздниках, сочиняют истории — в зависимости от содержания события);

- знают и проявляют любознательность при знакомстве с именами и деятельностью знаменитых белорусов;

- узнают и называют исторические места и достопримечательности родного города, села, столицы страны;

- называют предметы декоративно-прикладного искусства Беларуси, знают их особенности и предназначение (ткачество, вышивка, керамика, изделия из соломки, льна, дерева), активно участвуют в создании предметов рукотворного мира и обогащении предметно-развивающей среды;

- эмоционально воспринимают и воспроизводят музыкальные произведения, фольклорные и литературные произведения разных жанров;

- с интересом знакомятся и участвуют в деятельности народного кукольного театра;

- умеют использовать информацию о культурно-исторических ценностях Беларуси в разных видах деятельности;

- проявляют доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и другие нравственные качества, свойственные белорусам;

- знают, что на Земле, кроме республики Беларусь, есть и другие страны.

СТАРШАЯ ГРУППА (6—7 лет)

Содержание работы педагога.

Побуждает детей рассказывать о своей семье, близких родственниках, их занятиях, семейной экономике. Воспитанники рассуждают о важности доброжелательных отношений в семье, любви к близким; учатся проявлять внимание и заботу к родственникам (изготавливают подарки, учат стихи, рисуют плакаты).

Уважение к языкам, на которых разговаривают белорусы, воспитывает во всех видах деятельности. Педагог мотивирует к их изучению и свободному владению средствами художественной литературы, ролевой игры, включения в театральную деятельность, выполнения творческих заданий. В беседе даёт сведения о том, что дети, посещающие группу, учреждение дошкольного образования, могут быть представителями разных национальностей и культур, говорить на разных языках.

Расширяет знания детей о своей стране, формирует представления о государстве и принадлежности к нему. обсуждает доступные их пониманию события современной жизни государства (посевная, уборка урожая, спортивные соревнования). Показывает Беларусь на географической карте, рассказывает о соседних государствах, их национальной культуре; воспитывает патриотические чувства, гражданственность — любовь к своей семье, учреждению дошкольного образования, родной природе, соотечественникам.

Формирует патриотические чувства, основанные на уважении и гордости за государственные символы. рассказывает о предназначении и истории создания Государственного герба Республики Беларусь. На занятиях, праздниках, торжественных мероприятиях знакомит с требованиями к поведению на церемонии подъёма Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь. В канун Дня Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь организует в старших группах проведение занятий по теме «Наш флаг. Наш герб. Наш гимн», праздничных мероприятий.

Во время бесед, рассматривания картин, репродукций, альбомов с государственной тематикой в общих чертах и интересной форме знакомит с государственным устройством страны, её армией. расширяет знания о том, как живут, работают и отдыхают люди в Беларуси; рассказывает о достижениях в труде, спорте, искусстве.

Продолжает знакомить с государственными и народными праздниками, воспитывать радостные эмоции, основанные на знании о происхождении и значимости для белорусов этих праздников. Развивает познавательную активность к родной природе, истории страны, достопримечательностям и культуре белорусов.

Продолжает формировать гражданственность — уважительное отношение к просветителям, национальным героям, Президенту Республики Беларусь, деятелям искусства, учёным, космонавтам, спортсменам и другим людям, прославившим родину, чувство гордости за их достижения.

На тематических занятиях, вечерах, праздниках, экскурсиях формирует элементарные представления об историческом прошлом Беларуси: по фотографиям, документам, старым вещам, рассказам, связанным с историческими событиями. Закрепляет знания о достопримечательностях посёлка, улицы, города, страны. В канун Дня Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь проводит концерты, викторины и другие праздничные мероприятия.

Познания о культуре Беларуси продолжают расширяться в процессе слушания и исполнения литературных и музыкальных произведений, просмотра спектаклей, участия в театральных представлениях белорусского кукольного театра, праздниках, сюжетно-ролевых играх.

В организованной деятельности развиваются первичные представления об обществе, осуществляется знакомство с культурой людей разных стран, формируется уважительное к ней отношение.

Достижения воспитанников:

- знают своё имя (полное и краткое), фамилию, пол, возраст, дату рождения, имена и номера телефонов родителей, домашний адрес; знают название родного посёлка, улицы, города;

- проявляют чувство принадлежности и любви к своей семье (осознают её значение в жизни человека; зачем нужна фамилия, откуда отчество; родословная — родственные отношения и взаимосвязи; распределение семейных обязанностей, семейные традиции);

- с интересом свободно общаются на двух языках в игровой деятельности;

- знают, в какой стране живут, выделяют республику Беларусь среди других стран мира, могут их назвать;

- осознают себя гражданами Республики Беларусь;

- с гордостью и уважением относятся к предназначению Государственного герба и флага Республики Беларусь;

- знают и выполняют требования к поведению на церемонии подъёма Государственного флага и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь;

- умеют использовать информацию о родной стране в разных видах деятельности;

- осознают торжественность государственных праздников;

- знают и активно участвуют в проведении государственных, республиканских и народных праздников;

- знают и проявляют любознательность при знакомстве с именами и деятельностью знаменитых людей страны;

- понимают и могут объяснить зависимость благосостояния страны от деятельности каждого её гражданина;

- умеют действовать и оценивать поступки с позиции общечеловеческих ценностей;

- умеют проявлять рассудительность и оценочное отношение к историческим событиям, фактам, явлениям;

- могут назвать города, реки, озёра, заповедники, достопримечательности страны;

- стремятся к самовыражению средствами национальной культуры в процессе знакомства с музыкальными произведениями, произведениями художественной литературы и фольклора, исполнения песни и танца, игры на детских музыкальных инструментах, участия в праздниках, соревнованиях;

- знают о нескольких народах, населяющих Беларусь и другие страны, имеющих разную культуру, разное устройство жизни и быта, говорящих на разных языках;

- проявляют чувство симпатии, толерантности (терпимости), эмоциональной привязанности, доверия, интерес к внутреннему миру сверстников в учреждении дошкольного образования независимо от их социального происхождения, национальной принадлежности, языка.